?

Log in

No account? Create an account
Про рассказы и прочее литературное - Ни слова о людях
hontoriel
hontoriel
Про рассказы и прочее литературное
Этот текст в том числе и о том, почему мне так сложно писать художественные тексты, и почему информация о мирах в виде статей более точная и более гибкая.
Конечно, факторы лени, наличия других видов творчества и банальной нехватки времени на всё - их со счетов сбрасывать нельзя. Но то, о чем я напишу ниже, тоже очень важно.

Вдохновился в том числе постом Рир. Цитата из FAQ, как раз вопрос о художественных текстах:
"Боюсь, что через пару лет все окажется не совсем так, как в книге, и мне перестанет нравиться. Как уже было несколько раз.
И мне стало понятно, почему. Абстрактная информация требует больше всего времени на осознание, а еще - определенного опыта. Она меняется со временем - по мере получения данных, взросления, размышлений, обмена новыми, более точными и изощренными запросами. "Серьезные" тексты содержат много абстрактной информации, и со временем в них появляются пробелы. А вот зрительная остается почти неизменной - только уточняется. Поэтому даже старые рисунки могут быть актуальнее более новых художественных текстов. Ну, кроме сатиры и юмора - там же все как бы не всерьез".

http://trilunica.livejournal.com/23772.html

А теперь на конкретном примере:) У меня с детства есть очень важная задумка рассказа, которая не отпускает до сих пор и не утратила своей актуальности. Я несколько раз пытался писать этот рассказ, я писал стихи от лица участников коллизии, я рисовал оттуда персонажей, я встречал их в Мирах Сотворенных (в Такеране)... В общем, наработанный эгрегор.

Вкратце самая первая версия этой истории такова (немного банальна и наивна, но и я тогда был маленьким): в рамках военного эксперимента некий ученый (Джеймс) создает гибрид человека и животного (выбрал для этой цели леопарда). Проект получил название Сарко, но рожденное существо не оправдало ожидания военных: вместо злобного солдата вырос очень чуткий и добрый парень - поэт, пацифист, хороший друг и вообще душка. Начальство недовольно, в итоге приказывает свернуть эксперимент и убить Сарко. Бежать некуда - в человеческом обществе такое существо не примут. Надолго не спрячешься, помощи ждать неоткуда. Джеймс не хочет жить без своего друга, к которому привязался, как к члену семьи. Он приносит два пистолета, Сарко и Джеймс стреляют друг в друга, потому что выхода нет для обоих... Но перед этим Джеймс передает другу-издателю книгу стихов Сарко, а также небольшую историю от себя, где все завуалировано, но общая суть сохраняется: общество не готово принять нечто новое и странное, и убивает это новое, даже если оно было добрее многих людей и не желало никому зла.

В более поздней версии появилась еще одна линия: незадолго перед началом эксперимента на Землю прибывает древний дракон Аманалан. Его предки когда-то давно жили на Земле, были потомками рапторов, построили свою цивилизацию, но потом оставили мир, чтобы дать планете шанс породить еще один разумный вид. Люди не смогли найти свидетельства существования древней расы, потому что техника драконов была нематериальной (все их технологии базировались на энергетических полях), на Земле никаких следов их деятельности не осталось. Старый Аманалан, один из тех, кто покинул Землю очень-очень давно, возвращается, чтобы познакомиться с новым разумным видом, увидеть, кто вырос вместо них.
Земляне воспринимают дракона как угрозу, некое могущественное существо, которое может вмешаться в их жизнь. Несмотря на отсутствие агрессии со стороны дракона, готовят ядерный удар.
В это время Аманалан, игнорируя опасность, общается с людьми, которые проявляют доброжелательность и интерес. В том числе с Джеймсом, поддерживая его научную работу (благодаря покровительству дракона Джеймс может проводить эксперимент достаточно свободно, строить отношения со своим созданием на своих условиях, а не на условиях военных).
Заканчивается все так же грустно, как в изначальной истории: приказ свернуть эксперимент, гибель Сарко и Джеймса. Незадолго до этого люди уничтожили корабль Аманалана, и единственный шанс на спасение для Сарко и Джеймса был утрачен.

И, наконец, как выглядит эта история в свете новых фактов. Во-первых, никакой "цивилизации рапторов с нематериальными технологиями" на Земле не было и быть не могло, зато была цивилизация ящеров на Эсварре, отражении Земли в альтернативной реальности. Они действительно были похожи на рапторов. В Мирах Сотворенных они действительно превратились в драконов. Не благодаря биологической эволюции, а в качестве сознательного выбора.
Дракон в культуре людей был неоднозначным образом со сложной историей - изначально воплощение силы зла и разрушения, в конце 20 - начале 21 века в массовой культуре был "облагорожен" и стал восприниматься скорее как мудрое и доброе существо. История ящеров на Эсварре была в чем-то похожей: их соседи по планете, другие разумные виды, воспринимали ящеров изначально как бессердечных и бессовестных тварей, злобных и испорченных. Но потом изменили свое отношение, и между расами стал возможен диалог.
Дракон в культуре обитателей Эсварры - тот, кто прошел через такую же трансформацию: от эгоистичного агрессора в благородное и доброе существо, помогающее другим пройти тот же путь.
Драконы в Мирах Сотворенных - сильная организация, которая покровительствует людям (и существам, которые ведут себя похожим образом), оказывает поддержку здоровым, прогрессивным общественным силам и людям прогрессивных взглядов. Хотя Миры Сотворенные - своего рода виртуальная реальность, они активно взаимодействуют с "внешней вселенной", причем в обе стороны. Драконы могут выходить из виртуальных Миров, и ничего удивительного в том, что однажды их посланник прибыл на Землю - духовную родину драконов. И попытался наладить контакт с землянами.
Посланник (Аманалан) не просто дракон, это одновременно мыслящее и чувствующее "средство связи" для всех драконов, через Аманалана драконы чувствуют друг друга и обмениваются информацией. Таким образом, с землянами общались все заинтересованные в этом драконы.
Аманалан действительно был убит ядерным взрывом, но успешно восстановлен в Мирах - драконы не отвечают агрессией на агрессию, а убить их по-настоящему практически невозможно. Однако люди должны были в полной мере почувствовать последствия собственного выбора, собственных решений. Драконы на какое-то время ушли в тень, а за людей взялся подстрекатель Мерраху. Но это уже совсем другая история...
Сарко и Джеймс, кстати, оказались в Мирах Сотворенных, а не погибли безвозвратно, но это тоже совсем другая история)

Так вот, если бы я писал рассказ тогда, я бы не слишком соврал о фактах: Земля действительно была колыбелью цивилизации драконов, хоть и опосредованно - образ драконов был взят из культуры землян. Драконы действительно развились из разумных динозавров-рапторов. Никаких материальных следов "древней цивилизации" на Земле, конечно, остаться не могло, потому что все происходило вообще в другом мире.
Итак, факты в целом не врали. Но вот без правильного понимания причинно-следственных связей объяснение выходило довольно жалким: некая древняя цивилизация развила технологии аж до полетов в космос, но не оставила после себя даже стоянок с кострищами... Понятно, что при желании можно было бы притянуть за уши что угодно, но правда все равно гораздо интереснее и глубже)

А отличие рассказа от статьи в том и состоит, что описанные художественным языком события трудно потом подать иначе, внести необходимые правки. Вот и получается, что статьи - это тексты о живом мире, который до конца не раскрыт, в нем еще бесконечно много волнующих тайн и открытий, переворачивающих картину мира... А рассказы остаются красивым артефактом, свидетельством мнения автора о мире на какой-то момент жизни. И потом все равно придется говорить сакраментальную фразу: "а на самом деле было так!"

Почитать о Мирах можно тут: http://hontor.ru/index/miry_sotvorennye1/0-81

Метки:

3 комментария -- Оставить комментарий
Comments
m0z9 From: m0z9 Date: Октябрь, 14, 2015 10:22 (UTC) (Ссылка)
> изначально воплощение силы зла и разрушения,

На Востоке всё было наоборот :)

> Аманалан действительно был убит ядерным взрывом, но успешно восстановлен в Мирах - драконы не отвечают агрессией на агрессию, а убить их по-настоящему практически невозможно.

Касаемо Истинных драконов - так и есть.
atanata From: atanata Date: Октябрь, 14, 2015 10:46 (UTC) (Ссылка)
Вот поэтому у меня всё так сложно и с рассказами и с рисунками ) потому что всё это по мере углубления знаний о миру детализируется, а рассказ остается, как слепок более ранних знаний.
Так что предпочитаю писать рассказы сейчас по минувшим событиям, в которых я лично участвовал ) вопчем это почти спасает отца русской демократии )))
кстати, надо бы потихоньку и писать дневник, а то я совсем зарисовалсо.

да, я етот текст утащу в днявничок ) как раз под твои эссе сделал раздел с историей Миров Сотворённых, но пока не добрался, что туда тиснуть. с рисунками возня, не успеваю всё просто физически

Между прочим, всё вышесказанное тобой касается и статей тоже. не только рассказов. Применительно к статьям действует тот же механизм. А вот относительно дневников - не действует ) В дневниках ты можешь систематизировать свой опыт, но он уж какой есть, такой и есть, он не изменится.

Edited at 2015-10-14 10:49 (UTC)
archiv_alterry From: archiv_alterry Date: Октябрь, 14, 2015 20:58 (UTC) (Ссылка)
Полный ППКС!

Вот поэтому я пишу только о том, что знаю боль-мень достоверно - ну или по чужим рассказам, и то и то боль-мень достоверно. Так, чтобы всегда была возможность добавить: "а если закапываться глубже - то было вот так!"
3 комментария -- Оставить комментарий